Локальные битвы, не оправдавшие надежд

МВФ резко ухудшил прогноз по темпам роста экономики США - с 2.2% до 1.6%

Прошедшая неделя разочаровала как рыночных быков, так и пессимистов. Евро продолжают продавать, Греции дали новый кредит, в Алжире не договорились, нефть передумала падать, а Великобритания решила посоветоваться с парламентом. В результате доллар закрыл неделю на высокой ноте, гораздо выше расчетных целей.

Основным стимулом покупок доллара остаются ожидания по ставкам в США – на прошлой неделе эта вероятность удержалась вблизи 70%, чему не помешали протоколы ФОМС с уже привычными внутренними разногласиями и страхом снижения доверия к ФРС.

МВФ резко ухудшил прогноз по темпам роста экономики США (с 2,2% до 1,6%), что ниже прогнозного уровня FOMC (1,9%). Тем не менее, ФРС ждет ускорения роста ВВП по итогам текущего года, несмотря на снижение оценки потенциала экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. Пока фактический рост ВВП за первый и второй квартал составили 1,1% и 1,4% соответственно. Но на решение по ставке показатели роста уже вряд ли повлияют. Именно страх не выполнить обещания будет сильным аргументом в пользу повышения ставки в декабре, хотя бы в качестве «набора дистанции», чтобы потом было что снижать во время будущей (практически - уже запланированной) рецессии.

Ситуация с евроQE продолжает обрастать негативом. Программа выкупа корпоративных долговых бумаг привела к снижению их стоимости до исторических минимумов, и они больше не отвечают критериям программы выкупа регулятора. Доходность еврооблигаций на €2,6трлн. упала ниже нуля после того, как ЕЦБ выкупил долговые бумаги на €1,3 трлн. евро, в том числе корпоративных бондов на €32 млрд. Немудрено, что начинается регулярный спекулятивный «вброс» информации (пусть даже с последующим опровержением!) - ЕЦБ начинает приучать рынок к мысли о постепенном сворачивании QE.

На предстоящей неделе ЕЦБ явно собирается обсуждать возможность внесения технических изменений в программу QE. Но все решения по этому вопросу будут отложены до декабря, когда будет решена судьба программы на период после марта 2017 г. В частности, может быть предложено смягчение (конечно, частично и временно) правил, требующих от ЕЦБ приобретать госдолг пропорционально размеру экономики конкретной страны.

Греция снова становится актуальным источником риска для еврозоны. 11 октября Еврогруппа одобрила выплату транша кредита Греции в размере €1,1 млрд., но оставшиеся €1,7 млрд. решено придержать до 24 октября. Даже притом, что уже предоставленные кредиты МВФ для Греции чрезвычайно дороги, фонд категорически отказывается от дальнейшего участия в программе помощи, пока долг Афин не будет реструктуризирован. Предстоит очередное выяснение отношений между Германией и МВФ. Все это создает предпосылки для нового кризиса в Германии, и есть опасность, что в нынешней обстановке - когда Франция, Германия и Нидерланды готовятся к выборам - способность еврозоны находить коллективные решения существенно снизится.

Премьер-министру Мэй пришлось выполнить пируэт назад и признать, что парламент должен иметь возможность проголосовать за ее план выхода Британии из ЕС, но сделать это таким образом, чтобы дать ей «достаточное пространство для маневра». Сценарий жесткого Брекзита становится менее вероятен, хотя для консерваторов желателен именно чистый развод с Европой. Борьба в парламенте предстоит серьезная.

Великобритания готовится выплатить половину взноса в ЕС для поддержания доступа к единому европейскому рынку - это только подтверждает факт, что данный вопрос остается базовой целью переговоров с ЕС. Ослабление фунта оказало сильнейшее воздействие на потребительские цены, резко повысив стоимость импорта. Недавняя паническая распродажа стерлинга явно произвела на правительство сильное впечатление. BOE прогнозирует ускорение инфляции до целевого уровня в 2% к 2018 году и вряд ли готов поднимать процентную ставку в ближайшее время. Если власти все-таки примут стимулирующие рынок меры, у GBP/USD появится потенциал коррекции как минимум к 1.2685, а в случае прорыва этого уровня - к 1.3450.

Италия впервые продала 50-летние облигации (04.10.16) и на них зафиксирован невероятный спрос (около €16.5 млрд. - в 5 раз больше прогноза). И это притом, что итальянские банки - финансовые «зомби», нагруженные фатальными объемами долгов, которые удерживаются на плаву только благодаря серийным санациям. Покупателей не останавливает факт, что те, кто сейчас покупает 50-летние облигации Франции, Бельгии и Испании (а в Ирландии предлагались даже 100-летние!), могут не дожить до их погашения.

Правда, никто из сегодняшних инвесторов не считает эти облигации итальянскими - как только их купят (с наценкой к первоначальной цене), они станут, по сути, немецким долгом, гарантированным ЕЦБ. Делается ставка на то, что ЕЦБ скоро добавит такие «сверхдлинные» облигации в программу QE. Все рассчитывают на легкий куш, если будет расширение ограничения по срокам погашения в рамках покупки облигаций размером в €1.7 трлн. к концу этого года.

Из других новостей:

  1. Судя по всему, госдолг США успеет «пройти» отметку $20 трлн. еще до смены президента. Официально установленного потолка в $20,1 трлн. предполагалось достичь к марту 2017-го, но за последние восемь рабочих дней госдолг Америки увеличился более чем на $170 млрд., приблизившись к $19,7 трлн. (более 105% ВВП). Даже в благоприятные периоды темп увеличения долга превышал рост экономики - в таких условиях его обслуживание может дорого стоить бюджету.
  2. Месячные отчеты по нефти от МЭА и ОПЕК показали рост производства на 600 тыс.барр, из них 100 тыс. пришлось на ОПЕК, и 500 тыс. на страны вне ОПЕК, в основном на Россию и Казахстан. Информация, что Иран расширяет прямые контакты для поставок в Китай, подтверждает мнение, что договоренности в Алжире снова только выглядят оптимистичными, но их реализация - не обязательна.
  3. Отпускные цены китайских производителей неожиданно выросли в сентябре впервые почти за 5 лет, скорее всего, за счет цен на сырье. Корпоративный Китай сидит на $18 трлн. долга, что эквивалентно примерно 169% от ВВП, и любое улучшение показателей потребительского рынка снижает опасения инвесторов.

Кроме ЕЦБ, стоит обратить внимание в понедельник на выступления Фишера из ФРС, Драги на мероприятии во Франкфурте и Вайдмана, который остается активным противником любого QE, а далее - на публикации китайских данных по ВВП за третий квартал и британские отчеты по инфляции, занятости и розничных продажах.

GBP/USD: поддержки: 1.2147 (сильная) - (1.2121/1.2101) - (1.2087/1.1983) (защита уровня 1.2000); сопротивления: 1.2175 - (1.2200/1.2210) (сильное) - 1.2233(сильное) - (1.2257/12265) (очень сильное). Несмотря на огромный объем коротких спекулятивных позиций, скорее всего, готовится значительное движение вверх.

EUR/USD: особое внимание к зоне 1.0960/50. Торговля ниже опасна падением к 1.0910 - 1.0860 - (1.0778/1.0738). Этот риск может снизить только возврат в зону среднесрочной поддержки: (1.0980/1.1020). Сильные сопротивления: 1.1030 - 1.1050 - 1.1090. Восстановление возможно только при уверенной торговле выше 1.1111. Ждем результатов от ЕЦБ.

Автор: Виктор Смирнов,
валютный аналитик ForexChief

The local battles which fell short of expectations

The IMF sharply worsened the estimation for growth rates of economy of the USA from 2.2% to 1.6%

Last week disappointed both market bulls, and pessimists. They continue to sell euros, Greece was given the new credit, in Algeria didn't reach an agreement, oil decided not to fall, and Great Britain decided to consult with parliament. As a result the dollar closed week on a high note, is much higher than the estimated purposes.

Expectations at the rates in the USA remain the main incentive of purchases of dollar – last week this probability kept near 70% and it wasn't prevented by FOMC protocols with already habitual internal differences and fear of decrease in trust to FRS.

The IMF sharply worsened the estimation for growth rates of economy of the USA (from 2,2% to 1,6%), that below the estimation FOMC level (1,9%). Nevertheless, FRS waits for acceleration of GDP growth following the results of the current year, despite decrease in estimation of potential of economic growth in the average and long term. So far the actual GDP growth for the first and second quarter is by 1,1% and 1,4% respectively. The growth indicators will hardly influence to the decision about rate. The fear not to keep the promise will be a strong argument for cause of increase in a rate in December, at least as «up motion», to have ability to reduce it during future (practically - already planned) recession.

The situation with euroQE continues to gather a negative. The program of the purchasing of corporate debt securities led to decrease in their cost to historical minima and they don't required criteria of the program of the redemption of the regulator any more. Profitability of Eurobonds, which overall amount is by €2,6 trillion, fell below zero after the ECB redeemed debt securities for € 1,3 trillion, including corporate bonds for €32 billion. No wonder that regular speculative «throw» of information begins (even if with the subsequent confutation!) - the ECB begins to accustom the market to a thought of gradual turning of QE.

Forthcoming week the ECB is obviously going to discuss a possibility of technical changes into the QE program. But all decisions on this matter will be postponed until December, when the destiny of the program for the period after March, 2017 is decided. In particular, a mitigation of rules can be offered (of course, partially and temporarily), demanding from the ECB to purchase a national debt pro rata to the size of economy of the specific country.

Greece becomes a currently central source of risk for the eurozone again. On October 11 the Eurogroup approved payment of a tranche of the credit to Greece in the amount of €1,1 billion, but the remained €1,7 billion are decided to hold till October 24. Even besides that already granted IMF loans is extremely expensive for Greece, the fund refuses flatly further participation in the aid program until the debt of Athens is re-structured. The next showdown between Germany and the IMF is expected. All this creates background for new crisis in Germany, and there is a danger, that in a present situation - when France, Germany and Netherlands prepare for elections - a capability of the eurozone to find collective solutions will significantly decrease.

The prime minister May had to perform a pirouette back and to recognize, that the parliament shall have an opportunity to vote for hers plan of an exit of Britain from the EU, but to make it so that to give her «sufficient space for maneuver». Hard Brexit's scenario becomes less probable, though clean divorce with Europe is desirable for Conservatives. It will be serious battle in the parliament.

Great Britain is going to pay a half of a fee in the EU for maintenance of access to European Single Market, it confirms the fact, that this question remains the basic purpose of negotiations with the EU.

Weakening of pound made the strongest impact on consumer prices, having sharply increased import cost. Recent panic selling of sterling obviously made a strong impression on the government. BOE predicts acceleration of inflation to the target objective in 2% by 2018 and is hardly ready to raise an interest rate in the nearest future. If the authorities after all accept the measures stimulating the market, GBP/USD will have a correction potential at least to 1.2685, and in case of breakthrough of this level - to 1.3450.

Italy for the first time sold 50-year bonds (04.10.16) and improbable demand is fixed for them (about €16.5 billion - in 5 times more than the estimation). And this with the fact, that the Italian banks - the financial «zombies», loaded with fatal amounts of debts, which keep afloat only thanks to serial sanitation. Buyers aren't stopped by the fact that those who buy now 50-year bonds of France, Belgium and Spain (and in Ireland even 100-year-old were offered!), may not live through their settlement.

However, none of today's investors consider these bonds like Italian - as soon as they are purchased (with a markup), they will become, in fact, the German debt guaranteed by ECB. It is staked on the fact, that ECB will add such «superlong» bonds to the QE program soon. All expect an easy jackpot, if there is an expansion of restriction on repayment periods within bond purchase in the amount of €1.7 trillion by the end of this year.

From other news:

  1. In all appearance, the national debt of the USA will manage «to pass» a mark of $20 trillion even before change of the president. Officially established ceiling in $20,1 trillion was supposed to be reached by March of the 2017th, but for the last eight working days the national debt of America increased more than by $170 billion, having approached $19,7 trillion (more than 105% of GDP). Even during the favorable periods a rate of debt increase exceeded growth of economy - in such conditions debt servicing can cost much to the budget.
  2. Monthly reports on oil from MEA and OPEC showed increase in production on 600 thousand barrels, 100 thousand from them were the share of OPEC, and 500 thousand on the countries out of OPEC, generally to Russia and Kazakhstan. Information that Iran expands direct contacts for deliveries to China, only confirms opinion that arrangements in Algeria again only look optimistic, but their implementation - is nonbinding.
  3. Selling prices of the Chinese producers unexpectedly grew in September for the first time almost in 5 years, most likely thanks to staple prices. Corporate China sits for $18 trillion a debt, that is equivalent to about 169% of GDP, and any improvement of indicators of the consumer market reduces concerns of investors.

Except the European Central Bank, it is worth paying attention on Monday to Fischer's performances from FRS, Draghi on an action in Frankfurt and Vaydman who remains the active opponent of any QE, and further - on the publication of the Chinese data on GDP for the third quarter and the British reports on inflation, employment and retails.

GBP/USD: supports: 1.2147 (strong) - (1.2121/1.2101) - (1.2087/1.1983) (protection of level 1.2000); resistance: 1.2175 - (1.2200/1.2210) (strong) - 1.2233 (strong) - (1.2257/12265) (very strong). Despite the huge volume of short speculative positions, most likely, the considerable movement prepares up.

EUR/USD: special attention to a zone 1.0960/50. Trade is dangerous by falling to 1.0910 - 1.0860 - (1.0778/1.0738). This risk can reduce only return to a zone of medium-term support: (1.0980/1.1020). Strong resistance: 1.1030 - 1.1050 - 1.1090. Restoration is possible only at sure trade higher than 1.1111. We wait for results from the European Central Bank.

Author: Lachlan Patel,
ForexChief Currency strategist