ЦБ и политика: ставки сделаны, но ставок пока нет

BOJ будет продолжать увеличивать денежную базу, пока не стабилизирует инфляцию выше 2%

Бури снова не случилось: Курода уговаривает и обещает, Йеллен продолжает надеяться и обнадеживать. Рынок на фоне слабой статистики переваривает решения ФРС и BOJ, пытаясь найти в них точку опоры и направление для дальнейшего движения.

Данные японского импорта/экспорта за август снова разочаровали, а дефицит внешней торговли Японии оказался на уровне ¥18.7 млрд., тогда как экономисты ожидали ¥200.02 млрд. положительного сальдо. На этом Банк Японии оставил ставку по депозитам на уровне -0,1%, ¥80 трлн. в год на покупку государственных облигаций и целевой объем покупки ETF в ¥6 трлн. в год, но рискнул изменить структуру ценовой политики.

BOJ будет продолжать увеличивать денежную базу, пока не стабилизирует инфляцию выше 2%, в связи с этим денежная база в Японии может вырасти до 100% номинального ВВП менее, чем за год. Некоторые аналитики считают, что у регулятора заканчиваются инструменты воздействия, поэтому он уходит от целевого расширения денежной базы к таргетированию доходности гособлигаций (JGB). Предполагается менять объемы покупок JGB, чтобы удерживать доходность 10-летних бумаг около нуля.

Наконец-то ФРС скорректировала (в очередной раз) количество ожидаемых повышений ставки в этом году с двух до одного и спрогнозировала менее агрессивный рост процентной ставки на следующие два года. Как и ожидалось, ставку снова оставили без изменений, а основания для повышения в декабре опять будут искать на многострадальном рынке труда. Опять прогнозируется умеренно-слабый рост ВВП, слабый рост инфляции и отличный уровень безработицы, взятый с потолка, а 180 тыс. новых рабочих мест ежемесячно воспринимаются как «критически недостаточно». Оценки экономики тоже не обновляются − Йеллен традиционно назвала рост «умеренным», но если поток слабых данных США не прекратится, то вероятность повышения в текущем году станет минимальной.

Вряд ли текущий момент можно считать началом среднесрочного падения доллара, хотя момент, в принципе, благоприятный: Казначейство накопило на своих счетах в ФРС $364 млрд, то есть запас на случай сокращения спроса на госдолг из-за падения доллара пока есть. Коррекция ставок в ноябре маловероятна хотя бы потому, что заседание состоится всего за несколько дней до президентских выборов. И этот выбор также повлияет на решение американского центробанка.

Дальнейшее расширение евроQE может оказаться проблемным - в отношении действий ЕЦБ поданы иски в суд по поводу увеличения объема покупки облигаций до €80 млрд. в месяц. По данным Reuters, германские сберегательные и земельные банки подсчитали, что годовой ущерб от отрицательных ставок ЕЦБ с момента начала QE составляет, как минимум, €500 млн. И дальнейшие расширение QE будет только увеличивать шансы таких истцов на успех, так как продолжение смягчения приведет к перераспределению риска дефолта стран еврозоны, что идет вразрез с законодательством ведущих стран союза.

Активы в рамках QE должны соответствовать определенным условиям, чтобы избежать потерь со стороны ЕЦБ, в то же время, если ЕЦБ будет держать более 50% госдолга страны, то его решения будет достаточно для объявления дефолта всего государства или же блокировки любых иных мер. В результате расширения спектра активов, которые теперь допускается приобретать в рамках программы, возникает дефицит облигаций высококачественных заемщиков, что изначально противоречит правилам о запрете эмиссионного финансирования ЕЦБ. Это уже третья попытка судебных претензий к евробанку (две первых закончились неудачей) и по данному делу Конституционный суд Германии вердикт пока не огласил.

Большую часть прошлой недели GBP/USD провел в коррекции, слегка снизившись только в последнюю торговую сессию на неосторожных комментариях Джонсона. Девальвация постепенно сказывается на объемах импорта. Со времен Брекзита фунт подешевел на 15%, что привлекло в Британию дополнительный поток туристов и позитивно повлияло на динамику акций FTSE 100, ведь 75% компаний, входящий в данный индекс, большую часть выручки получают вне страны. В результате - британская макростатистика улучшается, а фунт, естественно, стабилизируется.

Пока сложно сказать, насколько продолжительным будет этот позитивный эффект, ведь нефть и другие сырьевые активы (оцениваемые в $USA), становятся для британцев все дороже, что неизбежно приведет к росту инфляции. Это снизит доверие к экономике и заставит бизнес отказываться от инвестиций, особенно, если в ходе переговоров по Брекзиту будут возникать осложнения.

На саммите стран ЕС (без Великобритании) страны договорились о «братиславской дорожной карте» по вопросам миграции, безопасности и экономического развития. Очередные попытки Великобритании сохранить доступ к единому рынку и в то же время ограничить миграцию остаются безрезультатными и даже вызвали резкую реакцию стран Брастилавской группы, пригрозивших использованием права вето, если их гражданам ограничат трудовую миграцию.

Немецкие чиновники наконец-то начали беспокоиться (и подсчитывать финансовые резервы) в связи с требованием США по выплате $14 млрд от Deutsche Bank, который пострадал от политики отрицательных процентных ставок ЕЦБ и судебных издержек из-за различных юридических нарушений. Но публичных обсуждений этой проблемы нет - правительство Меркель поддерживает режим молчания, что только усиливает опасения по поводу жизнеспособности банка. Ранее за аналогичные нарушения уже поплатились Bank of America - $17 млрд. и JP Morgan - $13 млрд. Американский Минюст также ведет расследования в отношении других европейских банков: Barclays, Credit Suisse, UBS и RBS. Само собой, если в ситуации с DB придется заплатить, то и другим поблажек делать не будут. Общая сумма, которая может потребоваться на спасение банков ЕС может в 2 раза превысить размер их капитала в ЕЦБ.

Через трое суток после заседания ФРС штиль на рынке продолжается и уже непонятно, какие еще нужны информационные поводы, чтобы начать активнее двигаться. Тем более, что никаких значимых событий на текущей неделе не предвидится. В понедельник теледебаты кандидатов в президенты США могут слегка надавить на доллар, но в целом рынок должен быть спокойным и техничным, следим за текущей статистикой. В среду стоит послушать Драги - он просто обязан прокомментировать события прошлой недели, а Йеллен с очередной порцией успокоительного появится в четверг после закрытия американского рынка.

EUR/USD: сопротивления: (1.1250) - (1.1295) - (1.1338) (сильное) - (1.1420) - (1.1465) (крупный опцион); поддержки (1.1200/1.1191) (сильная) - (1.1142) (сильная) - (1.1110/1.1095) - (1.1050). При агрессивном пробое вниз есть риск движения к защите (1.0982/1.0954). В случае устойчивой торговли выше 1.1311 следующая сильная цель - 1.1450.

GBP/USD: поддержки: (1.2909/1.2900) - (1.2848/1.2828) (защита, сильный опцион) - (1.2790/ 1.2780) (сильная); сопротивления: (1.2994/1.2985) - (1.3050) - (1.3110/1.3124) (сильное) - (1.3250) - (1.3305). Идет накопление объема вверх. При уверенной торговле выше 1.3100 зона крупных опционов (1.3147/1.3164) может быть быстро пробита. При торговле ниже 1.2890 возможен тест годовых минимумов.

Автор: Виктор Смирнов,
валютный аналитик ForexChief

CB and a policy: all bets are off

BOJ will continue to increase a monetary base, while don`t stabilize inflation higher than 2%

The storm didn't happen again: Kuroda persuades and promises, Yellen continues to hope and to reassure. The market against the background of the weak statistics digests decisions of FRS and BOJ, trying to find in them a point of support and the direction of further movement.

Data of the Japanese import/export for August disappointed again, and foreign trade deficit of Japan appeared on the level of ¥18.7 billion whereas economists expected ¥200.02 billion positive balance. On this background, the Bank of Japan left a deposit rate at the level of -0.1%, ¥80 trillion a year for the purchase of the government bonds and target purchasing amount of ETF in ¥6 trillion a year, but risked to change the structure of price policy.

BOJ will continue to increase a monetary base, while don`t stabilize inflation higher than 2%, in this regard the monetary base in Japan can grow to 100% of nominal GDP less, than in a year. Some analysts consider that the regulator instruments of impact come to an end therefore it avoids the target expansion of a monetary base to targeting of profitability of state bonds (JGB). It is supposed to change the amounts of purchases of JGB to keep profitability of 10-year papers about zero.

At last FRS corrected (once again) the number of the expected increases in a rate this year from two to one and predicted less aggressive growth of an interest rate for the next two years. As expected, the rate was left without changes again, and the bases for increase in December will look for in the distressful labor market again. The moderate and weak GDP growth, weak growth of inflation and the excellent level of unemployment pull out of a hat are expected again, and 180 thousand new workplaces every month are perceived as «critically insufficiently». Economy estimates aren't updated - Yellen traditionally called growth «moderate», but if the flow of weak data of the USA doesn't stop, then the probability of an increase in the current year will become a minimum.

Unlikely the present situation can be considered as the beginning of medium-term dollar downing, though the moment, in principle, favorable: the treasury saved up on the accounts in FRS $364 billion, that is so far the inventory in case of reducing demand for a national debt because of dollar downing. Correction of rates in November is improbable at least because the meeting will take place all some days before the presidential elections. And this choice will also influence the decision of the American Central Bank.

Further expansion of the euroQE can be problematic - some lawsuits have filed concerning actions of the ECB for an occasion of increase in purchasing amount of bonds up to €80 billion a month. According to Reuters, the German savings and land banks counted that the annual damage from negative rates of the ECB from the moment of the beginning of QE, at least, is €500 million. And the further QE expansion will only increase the chances of success of such claimants as continuation of mitigation will lead to redistribution of a default risk of the Eurozone countries that is contrary to the legislation of the leading countries of the union.

Assets within QE shall correspond to certain conditions to avoid losses from the ECB, at the same time, if the ECB holds more than 50% of a national debt of the country, then there will be enough its decision for the announcement of a default of all states or blocking of any other measures. As a result of expansion of a range of assets which are allowed to be purchased within the program now, there is a deficit of bonds of high-quality borrowers, that initially contradicts rules about a prohibition of the emission financing of the ECB. It`s already the third attempt of judicial claims to Eurobank (two first ended with failure) and in this case the Constitutional court of Germany didn't announce the verdict yet.

GBP/USD put in corrections the most part of the last week, having slightly decreased only in the last trading session on careless comments of Johnson. Devaluation gradually affects import volumes. Since the Brexit the pound fell in price by 15%, that has attracted an additional flow of tourists to Britain and positively affected the dynamics of the shares FTSE 100, due to the fact that 75% of the companies, entering this index, the most part of a revenue is received out of the country. As a result - the British macrostatistics improves, and the pound, naturally, is stabilized.

While it is difficult to tell how long will be this positive effect, but the oil and other raw assets (estimated at $USA), become more and more expensive to British, that will inevitably lead to inflation growth. It will lower trust to the economy and will force business to refuse investments, especially, if during negotiations on Brexit there are to arise complications.

At the summit of EU countries (without Great Britain) the countries agreed about «the Bratislava road map» concerning migration, safety and economic development. The next attempts of Great Britain to keep access to the single market and at the same time to limit migration remain ineffective and even caused sharp reaction of the Bratislava group countries which threatened with veto use if a labor migration to their citizens will be limited.

The German officials at last began to worry (and to count financial reserves) in connection with the requirement of the USA for payment of $14 billion from Deutsche Bank, which suffered from the policy of negative interest rates of the ECB and legal costs because of various legal violations. But there are no public discussions of this problem - Merkel`s government supports the silence mode, that only strengthens apprehensions concerning viability of the bank. Earlier for similar violations already paid with Bank of America - $17 billion and JP Morgan - $13 billion. The American Ministry of Justice also leads investigations concerning other European Banks: Barclays, Credit Suisse, UBS and RBS. By itself if in a situation with DB it`s necessary to pay, then and to others indulgences won't be done. A total amount which can be required on salvation of the EU banks can exceed twice the size of their equity in the ECB.

In three days after the FRS meeting the calm in the market continues and is already unclear, what are information occasions still necessary to begin moving more actively. Especially as no significant events current week are expected. On Monday televised debates of U.S. presidential candidates can press slightly for dollar, but in general the market shall be quiet and technical, we follow with the current statistics. On Wednesday it`s worth listening to Draghi - he is simply have to comment on events of the last week, and Yellen with the next portion of a sedative will appear on Thursday after closing of the American market.

EUR/USD: resistance: (1.1250) - (1.1295) - (1.1338) (strong) - (1.1420) - (1.1465) (the large option); supports (1.1200/1.1191) (strong) - (1.1142) (strong) - (1.1110/1.1095) - (1.1050). In case of aggressive breakdown there is a risk of movement to protection down (1.0982 - 1.0954). In case of steady trade 1.1311 following strong purpose - 1.1450 are higher.

GBP/USD: supports (1.2909/1.2900) - (1.2848/1.2828) (protection, the strong option) - (1.2790/1.2780) (strong); resistance (1.2994/1.2985) - (1.3050) - (1.3110/1.3124) (strong) - (1.3250) - (1.3305). There is an accumulating of amount up. In case of sure trade higher than 1.3100 zone of large options (1.3147/1.3164) can be quickly punched. In case of trade lower than 1.2890 the test of annual minima is possible.

Author: Lachlan Patel,
ForexChief Currency strategist