Каждому активу - по своему «трампу». Жизнь продолжается

Рост цен на нефть за отметку $50 чревато возрождением сланцевой индустрии США и потерей нефтяным картелем своей доли на рынке

Мир пережил очередной шок от неожиданных результатов выборов в США: рухнули фондовые активы и все базовые валюты, подскочили в цене золото и казначейские бумаги США. Политики в панике, инвесторы в растерянности, бизнес, делавший ставку на Трампа, вполне доволен. Рынок постепенно успокаивается и разворачивается, причем строго по техническому анализу.

Основная идея, внушаемая Америке экономистами с Wall Street и чиновниками от ФРС, состояла в том, что обычных американцев должно устраивать текущее состояние экономики. Безработица низкая, стоимость домов и акций высокая (но доступная), продажи авто на подъеме, кредиты дешевые, цены стабильные. ВВП растет, хотя и не так быстро, как обещали.

Реальность совсем иная: стандарты жизни американцев все это время субсидировались за счет торгового дефицита страны. Монетарное смягчение от ФРС больше не работает. За 8 лет правления демократов Вашингтон по сути занял $10 трлн. (почти столько же сколько заняли первые 43 президента за более чем 220 лет), тогда как ФРС увеличила свой баланс в 5 раз больше, чем за предыдущие 94 года своего существования. Американские избиратели, наконец, заметили отсутствие платья у короля и обещанных Обамой (еще 8 лет назад!) улучшений в экономике, и выразили свой протест единственно доступным для них способом.

ОПЕК также получил головную боль размером с Дональда Трампа. Угрозы «наказать» Ирак за самоуправство, прекратить импорт из Саудовской Аравии, ослабить регулирование энергетического сектора, затопить рынок своей нефтью и сделать Америку энергетически независимой приобретают вполне реальные очертания. Рост цен на нефть за отметку $50 чревато возрождением сланцевой индустрии США и потерей нефтяным картелем своей доли на рынке. На встрече в Вене 30 ноября ОПЕК снова будет обсуждать сокращение объемов производства для стабилизации цен и шансов на принятие серьезного решения практически нет. Это заставляет участников рынка покидать длинные позиции в нефтяных фьючерсах, которые были открыты на новостях о неожиданной победе Трампа на выборах в США.

Однако обещать - вовсе не значит жениться: как правило, предвыборные лозунги сильно отличаются от реальных шагов. Понятно, что сейчас популисту Трампу плевать на дефицит бюджета - он готов практически бесконтрольно повышать госрасходы, но вообще-то он вступает в должность только 20 января 2017-го и на бюджет уже начавшегося 2017 финансового года едва ли сможет повлиять. На реформы в области налогообложения вообще могут уйти годы, разрыв с глобальными партнерами чреват торговыми войнами и конфликтами с крупным бизнесом.

Стена на границе с Мексикой, правда, пока не отменяется. Трамп собирается депортировать преступников-иностранцев, ужесточить контроль над границей, реализовать политику приоритетной занятости для американцев. Пока не похоже, что новый президент четко понимает, как ему действовать, но он явно не готов прислушаться к мнению тех, кто разбирается в этом. Политики и аналитики себя слишком скомпрометировали, и хотя не Трамп виноват во всем этом бардаке, именно ему придется его расчищать.

Итоги прошедшей недели - кратко:

  • Трамп - фактор риска для ЕС, а значит, сворачивать QE не станут;
  • Банк Англии ушел от дальнейшего смягчения политики;
  • Brexit, вероятно, жестким не будет, Тереза Мэй дружит с Трампом и первой из мировых лидеров получила приглашение на официальный визит;
  • Юань продолжает нести потери и дна пока не видно;
  • Швейцарский франк пережил неделю почти без потерь, но появилась «настойчивая» информация, что Банк Швейцарии не планирует прибегать к интервенции. Это стоит понимать наоборот: как первое вербальное предупреждение о вливании ликвидности на рынок.

Никаких изменений в политике и ближайших планах ФРС не планируется, за исключением устойчивого мнения, что второго срока на посту главы Федрезерва Джанет Йеллен точно не видать. Более явно «фактор Трампа» может появиться на заседании FOMC 14 декабря.

Следующие 5 общеполитических целей: в течение года голосования пройдут в Италии, Австрии, Нидерландах, Франции и затем в Германии. Недовольство политическими и деловыми элитами, неравенством, потоком мигрантов, сильно повлияют на итоги, прогнозировать сложно. До первого теста осталось менее месяца.

Из других новостей отметим следующие:

  1. Рынки акций Азии резко ушли в минус. Инвесторы переключились на казначейские облигации США в связи с возросшей доходностью этих бумаг. Цены на сырьевые товары продолжают расти на ожиданиях значительных расходов США на инфраструктуру при Трампе. Медь подорожала в четверг на 3.6%. Стоимость железной руды увеличилась на 4.4% и рост продолжается.
  2. Сильная распродажа гособлигаций показала, что если до выборов финансовый рынок был уверен, что избрание Трампа президентом станет катастрофой для экономики, то уже в среду, имея результат выборов, торговый интерес достаточно быстро развернулся на все 180 градусов. Доходность по 10-летним бумагам США достигла январского максимума на уровне 2.15% из-за выхода из сделок carry trade и оттока капиталов с рынков высокодоходных активов.
  3. Трамп готов отменить закон Додда-Франка и предъявить ряд новых ультиматумов в нескольких международных организациях. США могут выйти из Транс-Тихоокеанского Партнерства за первые 100 дней, из NAFTA за 200 дней, если не будут выполнены требования США.
  4. Противники Трампа провели «мирные» митинги под хэштегом #NOTMYPRESIDENT в Нью-Йорке. Чикаго, Сан-Франциско, Окленде, Филадельфии и Сиэтле, протесты также прошли в Пенсильвании и Орегоне. Результат - ряд арестов за хулиганские действия.
  5. Вместе с выборами президента американцы обновили обе палаты Конгресса: нижняя палата представителей переизбрана полностью, состав сената - на 30%. Одновременно прошло голосование за легализацию марихуаны: одобрили Калифорния, Невада, Массачусетс и Мэн. А вот Аризона проголосовала против. В штате Небраска в этот день прошел референдум по вопросу восстановления смертной казни (решили - восстановить).
  6. Возможно, под впечатлением от легализации марихуаны, идея независимой Калифорнии быстро набирает популярность. Основатель движения Yes California Independence - Луис Маринелли, одна из самых противоречивых политических фигур в США. Тема отсоединения, так называемый Calexit, подразумевает референдум о независимости весной 2019 года. В Техасе и других штатах, голосовавших за Клинтон, тоже зреют сепаратистские настроения, однако им до Калифорнии пока далеко.

Рынок выходит на финишную прямую года. Шок пройден, рынок восстанавливает рабочий режим. На фоне обещанных перемен в экономике у доллара хороший шанс укрепиться по отношению к валютам товарно-сырьевой группы. По мере того, как будет проясняться реальность программы Трампа, репатриация капиталов будет набирать силу и оказывать сильную поддержку американской валюте. Доллар показал все, на что способен… пока. Еще рано говорить о том, как поведет себя валютный рынок в новых обстоятельствах. Ясно одно: и слухи, и реальные действия будут провоцировать резкий рост волатильности и могут ослабить доллар.

EUR/USD: поддержки: (1.0732/1.0709) (сильная) - (1.0664/1.0632) - (1.0607/1.0580) (зона защиты); сопротивления: (1.0855/1.0870) (сильное) - (1.0892/1.0912) - 1.0930 - 1.0960) (очень сильное) - 1.0990 - 1.1020 (зона защиты уровня 1.1000). Пока смотрим вниз, но ситуация опасна резким броском в диапазон (1.0954/1.0991).

GBP/USD: внутридневные сопротивления: (1.2580/1.2619) (сильное) - (1.2654/1.2668) - (1.2703/1.2752) (сильное); поддержки: (1.2495/1.2477) (сильная система защиты) - (1.2400/1.2375) (защита). Пробой 1.2700 опасен значительным движением вверх.

Автор: Максим Куликов,
валютный аналитик ForexChief

To each asset - on «tramp». Life goes on

Increase in prices for oil over a mark of $50 may be the cause of the revival of the shale industry of the USA and loss of the share by oil cartel in the market

The world outlived the next shock from unexpected election results in the USA: share assets and all base currencies crashed, gold and treasury securities of the USA jumped up in the price. Politicians in panic, investors in confusions, the business, which staked on Trump, is quite happy. The market calms gradually down and turns, and is strict according to the technical analysis.

The main idea inspired in America by economists from Wall Street and officials from FRS was regular Americans shall be happy a current status of the economy. Unemployment is low, the cost of houses and shares high (but available), sales of a car rising, the credits cheap, the prices stable, GDP grows, though not so quickly as promised.

The reality is absolutely other: standards of life of Americans all this time were subsidized due to a trade deficit of the country. Monetary mitigation from FRS doesn't work anymore. During 8 years of government of democrats Washington in fact borrowed $10 trillion (almost as much as the first 43 presidents borrowed for more than 220 years) whereas FRS increased the balance in 5 times more than for the previous 94 years of the existence. The American voters, at last, noticed the lack of a dress at the king and promised by Obama (8 years ago) improvements in the economy, also made a protest by the method, only available to them.

OPEC also got a headache in the amount of Donald Trump. Threats «to punish» Iraq for arbitrariness, to stop import from Saudi Arabia, to weaken regulation of the energy sector, to flood the market with the own oil and to make America energetically independent becomes quite real outlines. Increase in prices for oil over a mark of $50 may be the cause of the revival of the shale industry of the USA and loss of the share by oil cartel in the market. At a meeting in Vienna, on November 30, the OPEC will discuss reducing production volumes for price stabilization again, but there are practically no chances of adoption of the serious decision. It forces participants of the market to leave long positions in oil futures which were opened on news about an unexpected victory of Trump on elections in the USA.

However to promise - doesn't mean to marry at all: as a rule, pre-election slogans strongly differ from real steps. It is clear, that now the populist Trump not to care about budget deficit - he is ready almost uncontrollably to raise state expenditure, but generally, he enters a position only on January 20, 2017, and hardly will be able to influence the budget already begun 2017 financial year. Years can leave on reforms in the field of the taxation in general, the gap with global partners may lead to trade wars and the conflicts with large business.

The wall on the border with Mexico, however, isn't canceled yet. Trump is going to deport criminals foreigners, to toughen control over the border, to realize policy of priority employment for Americans. So far it is unlikely that the new president accurately understands how he should do, but he is obviously not ready to listen to the opinion of those who understand it. Politicians and analysts are too discredited and though not Trump`s fault because of all this mess, he should clear away it.

Briefly results of last week:

  • Trump - risk factor for the EU, so they won't begin to turn QE;
  • The Bank of England avoided further mitigation of policy;
  • Brexit possibly won't be tough, and Theresa May is on friendly terms with Trump and the first of world leaders received an official visit invitation;
  • Yuan continues to sustain losses and a bottom isn't visible yet;
  • The Swiss franc outlived a week almost without loss, but there was «persistent» information that the Bank of Switzerland doesn't plan to make the interventions. It should be understood on the contrary: as the first verbal warning of inflow of liquidity on the market.

There will no changes in policy and the closest plans of FRS, except for steady opinion that the second term on a post of the head of the Federal Reserve for Janet Yellen is not possible. More obviously «Trump's factor» can appear at FOMC meeting on December 14.

Following 5 general political purposes: within a year votings will take place in Italy, Austria, the Netherlands, France and then in Germany. The discontent with political and business elite, inequality, the flow of migrants, will strongly affect results, it is difficult to predict. Less than a month to the first test.

From the other news we will note the following:

  1. The stock markets of Asia sharply went to minus. Investors switched to treasury bonds of the USA in connection with the increased profitability of these papers. The prices of primary goods continue to grow on expectations of heavy expenses of the USA on infrastructure in case of Donald Trump. Copper rose in price on Thursday for 3,6%. The cost of iron ore increased by 4,4%, to a maximum in two years, growth continued on Friday.
  2. The strong sale of state bonds showed that if before elections the financial market was sure that Trump's election as the president will become catastrophic crash for the economy, then on Wednesday, having an election result, trade interest was quickly enough turned by 180 degrees. Profitability of 10-year papers of the USA reached a January maximum at the level of 2.15% because of an exit from transactions of the carry trade and a capital outflow from the markets of high-profit assets.
  3. Trump is ready to repeal Dodd-Frank's law and to claim a number of new ultimatums in several international organizations. The USA can leave Trans-Pacific Partnership for the first 100 days, NAFTA for the 200 days if requirements of the USA aren't fulfilled.
  4. Trump's opponents held «peaceful» meetings under a hashtag #NOTMYPRESIDENT in New York, Chicago, San Francisco, Auckland, Philadelphia and Seattle. Protests also passed in Pennsylvania, Oregon, on the western coast there took place a number of large meetings in Seattle and Auckland. A number of arrests for hooligan actions as a result.
  5. Together with presidential elections, Americans updated both chambers of the Congress: the lower house of representatives is re-elected completely, the structure of the senate - for 30%. At the same time, there took place vote for marijuana legalization: California, Nevada, Massachusetts and Maine approved, and Arizona voted against. In the State of Nebraska, this day there took place the referendum on the recovery of capital punishment (solved - restore!).
  6. Perhaps, under the impression of marijuana legalization, the idea of independent California quickly gains popularity. The founder of the Yes California Independence movement Luís Marinelli, one of the most contradictory political figures in the USA. The detachment subject, so-called Calexit, implies a referendum on independence in the spring of 2019. In Texas and other states voting for Clinton separatist sentiments ripen too, however to California still far.

The market is in the homestretch of the year. Shock is passed, the market recovers an operating mode. Against the background of the promised changes in the economy, the dollar has a good chance to become stronger in relation to currencies of commodity and raw group. As the reality of the program of Trump clears up, repatriation of the equities will gain strength and to give strong support to the American currency. The dollar showed all it is capable … so far. Still early to say about how the foreign exchange market in new circumstances will behave. One is clear: both rumors and real actions will provoke the sharp growth of volatility and can weaken the dollar.

EUR/USD: supports: (1.0732/1.0709) (strong) - (1.0664/1.0632) - (1.0607/1.0580) (a protection zone); resistance: (1.0855/1.0870) (strong) - (1.0892/1.0912) - 1.0930 - 1.0960) (very strong) - 1.0990 - 1.1020 (a zone of protection of level 1.1000). So far we look down, but the situation is dangerous by a sharp throw in range (1.0954 - 1.0991).

GBP/USD: resistance: (1.2580/1.2619) (strong) - (1.2654/1.2668) - (1.2703/1.2752) (strong); supports: (1.2495/1.2477) (strong system of protection) - (1.2400/1.2375) (protection). Breakdown 1.2700 is dangerous by the considerable movement up.

Author: Navsher Bartash,
ForexChief Currency strategist